МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад  "Теремок" 

с. Кунашак

С заботой о здоровье

 

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Оздоровление и сохранение здоровья возможно только при тесном взаимодействии педагогики, психологии, возрастной физиологии, педиатрии.

Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.

 Негативные факторы, влияющие на здоровье детей:

  • стрессовая педагогическая тактика (в группах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость выше в 3 раза, а число неврологических расстройств - в 1,5 раза, чем в группах со спокойным педагогом);
  • интенсификация учебного процесса (увеличение напряженности и производительности);
  • несоответствие методик и технологий обучения  возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • нерациональная  организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительная работа);
  • низкая  информированность педагогов и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

 

 (эти параметры актуальны и для учеников школ и для посещающих детские сады)

 Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт   и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в воспитательно-образовательном процессе.

 Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям:

  • оздоровительное;
  • валеологическое;
  • физическое развитие;
  • психоэмоциональное благополучие; 

Модель двигательного режима в ДОУ:

  • Физкультурно-оздоровительные занятия.
  • Утренняя гимнастика (ежедневно)
  • Двигательная разминка (ежедневно, между занятиями)
  • Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости)
  • Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) 
  • Индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно)
  • Прогулки (пешие, лыжные)          
  • Самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе)
  • Неделя здоровья (каникулы, 2 раза в год)
  • Физкультурный досуг (1 раз в месяц)        
  • Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе (2 раза в год)
  • Игры - соревнования между группами (1 раз в год)    
  • Совместная работа ДОУ и семьи

 А также:

  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание,  профилактика плоскостопия);
  • воздушные ванны (облегчённая одежда);
  • полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной     температуры;
  • обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой;
  • босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика.

В нашем ДОУ осуществляется:

v  постоянный контроль осанки;

v  контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;

v  подбор мебели в соответствии с ростом детей;

v  потребление фитонцидов (чеснока и лука);

v  употребление соков и фруктов (второй завтрак).

 

На сегодняшний день для решения проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определённая система работы, включающая основные компоненты здорового образа жизни:

v  Рациональный режим.

v  Правильное питание.

v  Рациональная двигательная активность.

v  Закаливание организма.

v  Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

   В современном мире наши дети постоянно сталкиваются с разнообразными опасными ситуациями. Для сохранения здоровья дошкольников, важным становится воспитательная работа с ними по формированию активной жизненной позиции относительно собственного здоровья.

Решить эту задачу можно с помощью игры в сказку, когда цель игры определяется как анализ ситуаций, опасных для жизни персонажей и поиск путей решения для предотвращения опасности для жизни.

  • Например, для беседы и игры с детьми 3-х лет можно использовать сказку «Гуси-лебеди». Выбирается фрагмент сказки, в котором гуси летят над лесом и несут Иванушку. Можно задать вопросы об опасностях, которые могут повстречаться им на пути, а затем предложить игру «Гуси-лебеди» с использованием речевки.

 

  • С детьми 4-5 лет можно поиграть в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вспомнить фрагмент сказки, где Иванушка превращается в козленочка. Взрослый предлагает поиграть парой: Аленушка уговаривает Иванушку не пить из копытца и поясняет, почему это вредно для здоровья. Диалог может строиться в паре «взрослый-ребенок» со сменой ролей.
  • Следующая игра может быть подвижного характера: «Собери листочки» - детям предлагается в игровой форме, соревнуясь, собрать листочки, рассыпанные на полу, но под листочками оказываются привлекательные для детей предметы или конфеты. Если ребенок поднял с пола предмет и взял его себе, целесообразно провести беседу об опасностях, когда дети подбирают на улице грязные и опасные для здоровья предметы, конфеты и др.

 

   Произведениями для игры и анализа могут стать как русские народные сказки, так и сказки для детей писателей-сказочников. «Колобок», «Волк и козлята», «Три поросенка», «Зимовье зверей», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Белая уточка» и др. - практически в каждой сказке есть сложная и опасная ситуация, которую можно или решить безопасно, или предотвратить.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения